Главная » Новости » Лидерство

Лидерство

Сегодня 2/3 компаний — скрытых чемпионов находятся в семейном владении. Например, членам семьи может принадлежать большинство акций, что позволяет контролировать компанию. Десять лет назад доля семейных предприятий была на 10% больше. Упала за эти годы и процентная доля компаний, где менеджерами являются члены семьи. В то время как десять лет назад почти 2/з скрытых чемпионов имели менеджмент, состоящий из членов семьи (а это означало, что управление и права собственности были сосредоточены в одних руках), то сегодня подобная ситуация наблюдается чуть больше чем в половине компаний (51,8%). Ныне наемные менеджеры играют все большую роль в компаниях, являющихся семейным бизнесом. Это как с рекламой: тубусы под заказ, к примеру, привлекли бы внимание к Вашей продукции. Ведь яркая упаковка и хорошая реклама всегда способствует лидерству продукции.

Процент компаний, акции которых котируются на биржах или принадлежат фондам прямых инвестиций (private equity investors), весьма значительно увеличился. Скрытые чемпионы стали более открытыми для рынка капитала. Напротив, процент скрытых чемпионов, принадлежащих крупным корпорациям, уменьшился. Последнее произошло в основном в результате того, что усилилась тенденция к концентрации деятельности крупных корпораций в их основной сфере деятельности (и вызванная этим распродажа второстепенных активов, в том числе и своих дочерних обществ, являвшихся скрытыми чемпионами — Прим ред.).

Мы можем предположить, что большинство скрытых чемпионов уже в ближайшем будущем будут управляться менеджерами, не являющимися членами семьи. Однако следует также иметь в виду, что менеджерам тех скрытых чемпионов, которые вышли на биржу или перешли к фондам прямых инвестиции, часто принадлежат акции управляемых фирм, т.е. они являются их совладельцами.

В целом можно констатировать падение роли семьи в собственности и управлении компанией. Владельцы, ориентированные на получение дохода (capital-oriented owners), и профессиональный наемный менеджмент играют все более важную роль. Наши исследования, касающиеся темпов роста, позиций на рынке, прибыльности, показывают, что эти изменения, по всей видимости, позитивно отразились на скрытых чемпионах. Феномен скрытых чемпионов и их рыночный успех в большей степени обусловлены особенностями стратегии и лидерства, чем семейным характером собственности.

Образовательный профиль руководителей скрытых чемпионов таков: 55,7% получили бизнес-образование, 53,4% —техническое и 10,7% — иное. Сумма процентов составляет 119,8%, поэтому мы можем сделать вывод о том, что около 20% генеральных директоров скрытых чемпионов имеют два высших образования: как правило, это комбинация технического и экономического. В основном генеральные директора скрытых чемпионов обладают глубокими познаниями как в технической, так и в коммерческой области. Последнее, кроме образования, объясняется слабым разделением труда на высших этажах управленческой пирамиды. Так, больше чем Vs компаний управляются в одиночку, и поэтому руководителю приходится иметь дело со всеми сторонами функционирования фирмы.

Рассматривая динамику за последние десять лет, легко видеть, что уровень образования генеральных директоров резко вырос. Послевоенное поколение основателей скрытых чемпионов оставалось у руля вплоть до 1990-х гг. Многие из них не получили высшего образования. Примерами могут служить. Райнхолд Вюрт (Reinhold Würth); Герман Кронзе- дер (Hermann Kronseder) из фирмы Kranes, Райнхард Виртген (Reinhard Wirtgen) из одноименной фирмы — мирового лидера по производству машин, утилизирующих дорожное покрытие, а также Хайнц Ханкаммер (Heinz Hankammer) — основатель производителя фильтров Brita. В смысле отсутствия высшего образования они могут считаться типичными представителями послевоенного поколения.

Сравнивая теперешнее положение с ситуацией десять лет назад, отметим, что выдвижение в лидеры только своих специалистов стало менее обязательным, тогда как наем менеджеров со стороны более допустимым. Некоторые скрытые чемпионы имеют по этим вопросам подробно разработанные нормативы, подобные аналогичным документам, действующим в крупных корпорациях (например, требующие, чтобы управленческий аппарат на 2/з состоял из специалистов, подготовленных внутри компании, и на 1/3 из специалистов, нанятых извне).

Plansee, мировой лидер в производстве высокоэффективного оборудования для порошковой металлургии, предпочитает иметь такую структуру управленческого аппарата, в которой восемь из десяти специалистов являются «внутренними выдвиженцами». Только 20% будущих управленцев в этой фирме могут быть наняты извне. Andritz, лидер в сфере целлюлозно-бумажных технологий, фиксирует в своих принципах стратегии: «Большинство менеджеров получают свои посты благодаря карьерному росту внутри компании».

У меня смешанные впечатления насчет этого вопроса. Своеобычная корпоративная культура скрытых чемпионов делает сложной интеграцию лидеров, пришедших извне. Тому есть несколько причин, причем тесные взаимоотношения между менеджерами и генеральным директором или собственником, бесспорно, являются важнейшими из них. Две трети скрытых чемпионов по-прежнему находятся в семейной собственности и управляются одним человеком или небольшой группой людей. Если внешний менеджер уживется с этими главными персонами, то можно считать, что предпосылки для долгосрочного сотрудничества созданы. Если же возникнут разногласия, то ждать увольнения внешнего менеджера придется недолго. По отношению к нанятым извне менеджерам справедливо то, о чем было рассказано в предыдущей главе применительно ко всему персоналу: на начальных этапах службы налицо высокий отсев неподошедших фирме кандидатов, в дальнейшем для тех, кто закрепился, он сменяется очень низким отсевом

Те из нанятых извне менеджеров, кто в прошлом работал в схожих компаниях, сталкиваются с менее высокими входными барьерами, чем люди, переходящие из крупных корпораций. И это неудивительно, ведь понимание лидерства и структура управления в скрытых чемпионах, будучи сильно завязанными на персону первого лица, резко отличаются от более формализованного стиля управления больших компаний.

Оставить комментарий